Триумфальная арка Сената и Синода, Санкт-Петербург, Россия

Проект Росси был утверждён 18 февраля 1829 года. 24 августа состоялась торжественная закладка здания Сената. В фундамент положили памятную доску с надписью: «Чертёж фасада, высочайше утверждённый, составлен был архитектором Карлом Росси. Строитель здания был архитектор Александр Штауберт». В 1830 году (26 августа), когда дом Кусовниковой удалось выкупить в государственную казну, было заложено здание Синода.
После закладки здания Синода Росси посещал эту стройку лишь изредка. В это же самое время он занимался строительством вокруг Александринской площади.
Проект скульптурного убранства был утверждён Николаем I 15 июля 1831 года. При этом император дал указание изобразить фигуры не «в рост», а сидячими, убрать трофеи, книги законов в руках гениев сделать без надписей, фигуры одеть в античные того или превратить в аллегорические.
К началу октября 1832 года возведение корпусов было завершено, приступили к внутренней отделке зданий. В феврале 1833 года объект осматривал император. Здание Сената было построено в ноябре 1835 года, а ещё через год — здание Синода.
Триумфальная арка над Галерной улицей стала символизировать единство церкви и государства. В её оформлении Росси использовал один из неосуществлённых проектов арки на Дворцовой площади. Высота арки вместе со скульптурой составляет 26 метров, высота свода — 12 метров, ширина арки — 20 метров. Над аркой размещена скульптурная группа «Благочестие и Правосудие», символизирующая веру в закон.
Скульптурное оформление сооружения создали скульпторы В. И, Демут-Малиновский, С.С. Пименов, Н.А. Токарев, П.П. Соколов, П.В. Свинцов, Н.А. Устинов, И.И. Леппе. Устиновым создана статуя «Вера» (первая ниша слева), Соколовым — «Благочестие» (вторая ниша слева). С.С. Пименов выполнил статуи «Закон» и «Правосудие». Во время работы над ними он скончался. 30 июля 1833 года модели завершил его сын Н.С. Пименов. Капители, львиные маски и другие декоративные детали выполнены Ф. Торичелли. Скульптуры Демут-Малиновского (скульптурная композиция на аттике, фигуры Гениев с книгами законов) были отлиты из меди на заводе Ч. Берда, установлены в августе 1835 года.
Декорирующие арку барельефы и горельефы аллегорически раскрывают историю русского законодательства, прославляют государственную власть. Самый крупный барельеф «Закон гражданский» — над аркой, выполнен П.В. Свинцовым и И.И. Леппе. На нём среди прочего изображены бюсты Петра I и Екатерины II. Этими же скульпторами создан барельеф в левой части арки — «Закон Божий» (посвящён Синоду), в правой части — «Закон естественный» (посвящён Сенату).
Входы в здания оформлены гранитными лестницами по бокам которых планировалось разместить чугунных львов. Однако против появления таких скульптур высказался Синод. Эта постройка стала последним крупным проектом Карла Росси.
У жителей города находились свои ассоциации с располагавшимися здесь учреждениями. Местные чиновники славились своей продажностью, процветала коррупция. Благодаря арке между домами родился каламбур: «Сенат и Синод живут ПОДарками».
Постройкой здания Сената и Синода завершилось архитектурное формирование западной границы Сенатской площади.
В 1929 и 1936 годах проводилась реставрация фасадов и скульптурного убранства. Во время ленинградской блокады здание Сената и Синода сильно пострадало от артиллерийских обстрелов. В 1941–1942 годах в него попало восемь тяжёлых снарядов. В 1952 году была проведена реставрация.
В советское время здесь разместили центральный государственный исторический архив, в котором хранятся ценнейшие документы по истории России. В 2006 году архив переехал в новое здание на Заневском проспекте, что позволило отреставрировать здание Сената и Синода.
В 2008 году в здании Сената разместился Конституционный Суд. В 2009 году здание Синода заняла библиотека им. Б.Н. Ельцина.

Image0010

0 коммент.:

Отправить комментарий